#: locale=ru
## Tour
### Description
### Title
tour.name = «САМОКАТЧИКИ, ВПЕРЁД! Из истории военно-велосипедного дела»
## Skin
### Button
Button_0399826A_2D79_4594_41BA_934A50D0E6B4.label = SWIMMING POOL >
Button_0399826A_2D79_4594_41BA_934A50D0E6B4_mobile.label = SWIMMING POOL >
Button_0A054365_2D09_CB9F_4145_8C365B373D19.label = ПЛАН МУЗЕЯ
Button_0A054365_2D09_CB9F_4145_8C365B373D19_mobile.label = ПЛАН МУЗЕЯ
Button_0AEB5577_2D08_CE7B_41B6_192923248F4E.label = О ВЫСТАВКЕ
Button_0AEB5577_2D08_CE7B_41B6_192923248F4E_mobile.label = О ВЫСТАВКЕ
Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC.label = КОНТАКТЫ
Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC.pressedLabel = КОНТАКТЫ
Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC_mobile.label = КОНТАКТЫ
Button_0B73474A_2D18_CB95_41B5_180037BA80BC_mobile.pressedLabel = КОНТАКТЫ
Button_1D0C50DE_2D07_C6AD_41C1_CF4547A6CFAB.label = RESTAURANTS >
Button_1D0C50DE_2D07_C6AD_41C1_CF4547A6CFAB_mobile.label = RESTAURANTS >
### Multiline Text
HTMLText_062AD830_1140_E215_41B0_321699661E7F.html =
___
«САМОКАТЧИКИ, ВПЕРЁД! Из истории военно-велосипедного дела»
После того, как велосипед занял прочное место в гражданской жизни, у военных организаций возникло стремление приспособить его для несения военной службы. На протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца XIX века, данный вид транспорта пользовался популярностью благодаря своей простоте и неприхотливости. Сменив на посту животных, в первую очередь лошадей, эпоха велосипеда в военном деле завершилась с массовым распространением техники с двигателями внутреннего сгорания.
Экспонаты предоставлены Веломузеем Андрея Мятиев
HTMLText_062AD830_1140_E215_41B0_321699661E7F_mobile.html = ___
«САМОКАТЧИКИ, ВПЕРЁД! Из истории военно-велосипедного дела»
После того, как велосипед занял прочное место в гражданской жизни, у военных организаций возникло стремление приспособить его для несения военной службы. На протяжении нескольких десятилетий, начиная с конца XIX века, данный вид транспорта пользовался популярностью благодаря своей простоте и неприхотливости. Сменив на посту животных, в первую очередь лошадей, эпоха велосипеда в военном деле завершилась с массовым распространением техники с двигателями внутреннего сгорания.
Экспонаты предоставлены Веломузеем Андрея Мятиев
HTMLText_29DD1615_3597_79DF_41C4_7593739E5260.html = Company Name
www.loremipsum.com
info@loremipsum.com
Tlf.: +11 111 111 111
HTMLText_29DD1615_3597_79DF_41C4_7593739E5260_mobile.html = Company Name
www.loremipsum.com
info@loremipsum.com
Tlf.: +11 111 111 111
HTMLText_E9BBC361_DA7E_DD0D_41E7_2206E1206311.html = Телефон: +74956481813
museum@rvio.org
HTMLText_E9BBC361_DA7E_DD0D_41E7_2206E1206311_mobile.html = Телефон: +74956481813
museum@rvio.org
## Media
### Title
map_87A9E332_DA17_FD0F_4170_2B9CBE7C79FA.label = Второй этаж
panorama_D8C12045_D368_D082_41D5_7870620E62F2.label = 5
panorama_D8C1437E_D368_D081_41DA_DD6F89913B68.label = 6
panorama_D8C1D674_D369_5082_41C0_CCA8889F59FA.label = 7
panorama_D8FE8CDA_D357_7186_41B4_AC20453D9355.label = 4
panorama_D8FECA05_D357_B082_41B8_DC99D4D64606.label = 3
panorama_D8FF24B0_D357_B182_41B0_A3D9EFA1CC9C.label = 1
panorama_D8FF4774_D357_F082_41E8_E1272CE48347.label = 2
## Popup
### Body
htmlText_C615C321_DFC3_EB46_41DE_9EEEEDCC1672.html = «Солдат-генератор» ДНП-2
Передвижной складной армейский генератор с велосипедным приводом. Агрегат рассчитан на эксплуатацию с частотой вращения 60 оборотов в минуту и выдает напряжения: 6 и 370 вольт, пригодные для зарядки батарей радиостанций или освещения. Такими солдат-генераторами оснащались различные подразделения Советской Армии, объекты военной инфраструктуры и Гражданской Обороны.
htmlText_C6665BB5_DFC0_5B4E_41DD_A2135B7E96EC.html = «Солдат-генератор» ДНП-2
Передвижной складной армейский генератор с велосипедным приводом. Агрегат рассчитан на эксплуатацию с частотой вращения 60 оборотов в минуту и выдает напряжения: 6 и 370 вольт, пригодные для зарядки батарей радиостанций или освещения. Такими солдат-генераторами оснащались различные подразделения Советской Армии, объекты военной инфраструктуры и Гражданской Обороны.
htmlText_C752237D_DFC0_EBBE_41E4_B2485F188879.html = Велосипед Militärvelo МО-93
1995 год
Condor-Werke A.G.
Курфевр, Швейцария
Эта модель сменила в швейцарской армии предыдущую военную модель МО-05, принятую на вооружение в далеком 1905 году и производившуюся практически без изменений 85 лет.
МО-93 разработан специально для военного использования и с большим запасом прочности. Этот велосипед довольно тяжелый, в среднем вес снаряженной веломашины составлял 25 кг. При этом он имеет высококачественные комплектующие, присущие профессиональным маунтинбайкам (горным велосипедам) начала 90-х годов ХХ века. Гидравлические ободные тормоза Magura HS-33, обода с керамическим покрытием, 7-скоростная система переключения передач Shimano XT. На веломашинах установлено электрооборудование: фара, задний фонарь и генератор. Специальное армейское оборудование включает объемистый кофр, ящик для насоса и принадлежностей. На двух интегрированных в раму и переднюю вилку багажниках можно перевезти значительный груз.
htmlText_C77B0466_DFDF_ADCB_41B3_30CFF50292D8.html = Велосипед Militärvelo МО-05
1945 год
Condor-Werke A.G.
Курфевр, Швейцария
В конце XIX века Швейцарским парламентом было принято постановление о создании велосипедных войсковых подразделений в составе кавалерии. Первоначально это были небольшие группы по 15 человек, которые использовали свои личные велосипеды.
В 1905 году был разработан и принят на вооружение специальный армейский велосипед – Militärrad (Militärvelo) MO-05, выпускавшийся тремя крупнейшими велосипедными фабриками. Во время Первой мировой войны военные велосипедисты в основном использовались для связи. В годы Второй мировой войны, когда над Швейцарией нависла угроза германского вторжения, самокатчики готовились оборонять приграничные укрепления. В послевоенный период швейцарские велосипедисты, организованные, как и остальная армия, по милиционному принципу, хранили свои велосипеды дома, регулярно проходили переподготовку и участвовали в военных сборах.
htmlText_C77DC3AA_DFC0_6B5B_41E2_79F4D0EB7FA6.html = Велосипед «Excelsior»
1886 год
Bayliss Thomas Co Ltd.
Ковентри, Великобритания
Классический высококолесный английский велосипед - «паук» с передним колесом диаметром 56 дюймов производства одной из крупнейших и известнейших фабрик конца XIX века.
Первое упоминание о применении велосипеда в реальной боевой обстановке относится к 1871 году, ко времени франко-прусской войны: во Франции, в осажденном городе Бельфоре, самокатчиков на высококолесных велосипедах - «пауках» привлекали к службе в качестве посыльных вместо недостающих конных ординарцев.
htmlText_C798AE63_DFC7_DDCA_41E2_2FB0CE706C7D.html = Велосипед Militärcykel М/42
1940-е годы
Husqvarna Aktiebolag
Хускварна, Швеция
В шведской армии первые самокатные подразделения появились в 1901 году, когда Готландский пехотный полк заменил используемых им лошадей на велосипеды.
К 1942 году у шведов имелось 6 пехотных полков, оснащенных велосипедами, в основном моделями m/30 и m/42, которые выпускали четыре крупнейших фабрики – Husqvarna, Monark, Rex, Nymans. Также использовались специальные разборные вело-прицепы, на которых можно было перевозить грузы, а также раненых на носилках. В 1952 году самокатные полки были расформированы и до конца 80-х годов в шведской армии существовал лишь один стрелковый велосипедный батальон. В начале 90-х велосипеды с армейских складов были распроданы гражданскому населению; некоторое количество попало в качестве гуманитарной помощи в Прибалтийские республики бывшего СССР и в африканские страны.
Мощный армейский велосипед, приспособленный для езды по пересеченной местности, имеет передний тормоз барабанного типа с внутренней тягой, массивный багажник для перевозки снаряжения и боеприпасов. Складной прицеп Husqvarna S/78 приспособлен для транспортировки грузов и перевозки раненого на носилках, устанавливаемых на специальных амортизаторах.
htmlText_C7AB7C6C_DFC0_5DDE_41DC_DCE11B491446.html = Велосипед Militärcykel М/42
1940-е годы
Husqvarna Aktiebolag
Хускварна, Швеция
В шведской армии первые самокатные подразделения появились в 1901 году, когда Готландский пехотный полк заменил используемых им лошадей на велосипеды.
К 1942 году у шведов имелось 6 пехотных полков, оснащенных велосипедами, в основном моделями m/30 и m/42, которые выпускали четыре крупнейших фабрики – Husqvarna, Monark, Rex, Nymans. Также использовались специальные разборные вело-прицепы, на которых можно было перевозить грузы, а также раненых на носилках. В 1952 году самокатные полки были расформированы и до конца 80-х годов в шведской армии существовал лишь один стрелковый велосипедный батальон. В начале 90-х велосипеды с армейских складов были распроданы гражданскому населению; некоторое количество попало в качестве гуманитарной помощи в Прибалтийские республики бывшего СССР и в африканские страны.
Мощный армейский велосипед, приспособленный для езды по пересеченной местности, имеет передний тормоз барабанного типа с внутренней тягой, массивный багажник для перевозки снаряжения и боеприпасов. Складной прицеп Husqvarna S/78 приспособлен для транспортировки грузов и перевозки раненого на носилках, устанавливаемых на специальных амортизаторах.
htmlText_C87FE332_DFC0_AB4A_41D2_EB37FE5BFD12.html = Велосипед BSA Airborne Bicycle
1943 год
Производитель: B.S.A. Co. Ltd.
Бирмингем, Великобритания
В 1940 году Британская фирма BSA из города Бирмингем разработала специальный велосипед для воздушно-десантных частей Британского Содружества. Требования военных были достаточно жесткими: велосипед должен быть складным, легким и максимально компактным для того, чтобы его удобно было разместить в десантном планере, а парашютист мог выброситься из самолета вместе с велосипедом на парашюте или же десантировать велосипед отдельно на транспортном парашюте. Основная задача велосипеда – обеспечить десантнику возможность быстро покинуть место приземления и мобильно перемещаться для выполнения боевого задания. Велосипед имеет складную дуплексную раму оригинальной конструкции и необычные сдвижные педали.
htmlText_C91F491D_DFC1_A779_41E6_2FD2EBDBC9A5.html = Велосипед Militärvelo МО-05
1945 год
Condor-Werke A.G.
Курфевр, Швейцария
В конце XIX века Швейцарским парламентом было принято постановление о создании велосипедных войсковых подразделений в составе кавалерии. Первоначально это были небольшие группы по 15 человек, которые использовали свои личные велосипеды.
В 1905 году был разработан и принят на вооружение специальный армейский велосипед – Militärrad (Militärvelo) MO-05, выпускавшийся тремя крупнейшими велосипедными фабриками. Во время Первой мировой войны военные велосипедисты в основном использовались для связи. В годы Второй мировой войны, когда над Швейцарией нависла угроза германского вторжения, самокатчики готовились оборонять приграничные укрепления. В послевоенный период швейцарские велосипедисты, организованные, как и остальная армия, по милиционному принципу, хранили свои велосипеды дома, регулярно проходили переподготовку и участвовали в военных сборах.
htmlText_C93FCD79_DFC0_FFC6_41EA_FB572901E42A.html = Велосипед Truppenfahrrad
1943 год
Hercules-Werke A.G.
Нюрнберг, Германия
Германское командование к использованию велосипедов относилось очень серьезно и в состав Вермахта и Ваффен СС официально входили хорошо оснащенные и многочисленные подразделения самокатчиков.
В 1936 году в Вермахте были утверждены наставления по использованию велосипедных формирований. Их предписывалось использовать в разведывательных батальонах стрелковых частей, а также в качестве связного транспорта и для снабжения войск. В разведывательном батальоне каждой пехотной дивизии наряду с кавалерийским эскадроном имелся и самокатный, вооруженный одиннадцатью пулемётами и тремя 50-мм миномётами. Во время нападения на СССР эти велосипедисты часто шли на острие наступления. По армейским штатам военного времени каждый первый батальон каждого пехотного полка должен быть обеспечен велосипедами. В каждом пехотном полку также имелись связисты на велосипедах. Велосипед полностью окрашен черной эмалью и не имеет хромированных деталей, а также оснащен специальными армейским оборудованием: быстросъемным рулем, широким багажником Pallas, ящиком для ручных гранат, объемистой сумкой для инструмента, кронштейном для транспортировки личного оружия - карабина Mauser G 98K.
htmlText_CA581558_DFC3_EFC6_41DC_436F9284B0C4.html = Велосипед МД-1
1940 год
Московский велосипедный завод
Москва, СССР
В Красной Армии после окончания Гражданской войны и до начала 1930-х годов сохранялись самокатные роты, как самостоятельные боевые единицы, хотя к тому времени концепция их использования себя уже исчерпала. Постепенно применение самокатчиков, как «ездящей пехоты» прекратилось, однако достоинства велосипеда, как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались. Веломашины массово использовались внутри подразделений различных родов войск, применительно к особенностям их службы. Так, например, саперные части использовали велосипеды, оборудованные специальными сумками для транспортировки подрывных средств и держателями для оружия, специалистами проектировались машины для перевозки полевых телефонов и прокладки линий проводной связи. Самой массовой моделью велосипеда была МД-1 (мужская дорожная), которую производили на трех заводах: Московском, Харьковском и Пензенском.
htmlText_CB4B1130_DFC1_E746_41B8_BD2A3C593E1F.html = Велосипед МД-1
1940 год
Московский велосипедный завод
Москва, СССР
В Красной Армии после окончания Гражданской войны и до начала 1930-х годов сохранялись самокатные роты, как самостоятельные боевые единицы, хотя к тому времени концепция их использования себя уже исчерпала. Постепенно применение самокатчиков, как «ездящей пехоты» прекратилось, однако достоинства велосипеда, как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались. Веломашины массово использовались внутри подразделений различных родов войск, применительно к особенностям их службы. Так, например, саперные части использовали велосипеды, оборудованные специальными сумками для транспортировки подрывных средств и держателями для оружия, специалистами проектировались машины для перевозки полевых телефонов и прокладки линий проводной связи. Самой массовой моделью велосипеда была МД-1 (мужская дорожная), которую производили на трех заводах: Московском, Харьковском и Пензенском.
htmlText_CCD7DE9C_DFC0_5D7E_41A0_8D25F049CC17.html = Велосипед Militare Truppa modello 1925
1928 год
Fabrica automobili e velocipedi Edoardo Bianchi
Милан, Италия
Велосипед имеет ряд интересных технических особенностей – складную раму, твердые резиновые шины и подвеску обеих колес, призванную компенсировать тряску, порождаемую сплошными резиновыми шинами. Свободного хода задняя втулка не имеет, а тормоз имеется только на переднее колесо. На заднем колесе с обеих сторон имеются звездочки с разным количеством зубьев и его можно перевернуть, тем самим изменив передаточное отношение.
В сложенном виде велосипед переносился за плечами на ремнях, как солдатский ранец, что характерно для армейских велосипедов начала ХХ века. Он оснащен креплениями для транспортировки карабина системы Каркано и небольшим багажником для перевозки груза. Велосипед довольно тяжёл – его вес около 18 кг, но при этом чрезвычайно надежен.
Такими велосипедами вооружались итальянские элитные войска – Берсальеры. Первоначально, в середине XIX века, берсельерам отводилась роль ударных подразделений и горной пехоты. Они стремительно передвигались бегом, лёгким "берсальерским шагом". Также берсальеров можно было узнать по форменным широкополым шляпам-вайрам с пучком чёрных глухариных перьев (эти традиции сохранились по сей день).
htmlText_CCFC0B44_DFC0_BBCF_41C2_8D5E2A8B5D70.html = Велосипед «Дукс Боевой»
1917 год
Акционерное Общество «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко.
Москва, Российская Империя
В 1913 году Отдел военных сообщений Главного Управления Генерального Штаба Русской армии предпринял попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами, так как предполагалось массовое развертывание самокатных подразделений. На запросы ГУГШ о возможности крупномасштабного производства веломашин для нужд Русской армии положительно ответили лишь два российских предприятия – московская фабрика велосипедов «Дуксъ» Ю.А. Меллера и фабрика «Россiя» А. Лейтнера в Риге. Их возможности позволяли в месяц производить до 500 велосипедов. Но, поскольку дело с испытаниями отечественных складных велосипедов двигалось медленно, в Первую мировую войну Россия вступила имея на вооружении самокатных подразделений велосипеды иностранных образцов. Лишь в начале 1916 года новая отечественная модель, получившая название «Дукс Боевой», была принята на вооружение и готова к производству. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство (патент) на конструкцию "Дукса Боевого". Велосипед имеет жесткую складную раму оригинальной системы, не имеющей аналогов в мире. До октября 1917 года на «Дуксе» и «России» было изготовлено 4282 экземпляра «Дукса Боевого».
htmlText_CD5703ED_DFC3_EADE_41CA_AF2D4A2D5106.html = Велосипед «Peugeot»
1889 год
Peugeot Freres
Валентиньи, Франция
Французский велосипед Peugeot представляет из себя пример эволюции веломашины - переход от высококолесных велосипедов типа «паук» к классическим конструкциям типа Safety. Один из ранних велосипедов классической компоновки. Этот велосипед имеет крестообразную раму, цепной привод и колеса с твердыми резиновыми шинами. Такой тип рамы стал популярным в конце 1880-х годов и был полностью вытеснен более совершенными рамами замкнутой формы уже к 1892 году. Подобные велосипеды стали транспортом первых команд самокатчиков в армиях европейских стран в начале 1890-х годов.
htmlText_CE608AE0_DFCF_DAC6_41DE_90F9339146D3.html = Велосипед «Gerard Militaire»
1902 год
Peugeot Freres
Валентиньи, Франция
Складные велосипеды конструкции капитана Анри Жерара - «самокаты Жерара» на долгие два десятилетия стали эталонной и самой распространенной моделью военного велосипеда. Задавшись целью расширить сферу применения воен¬ных самокатов, капитан Жерар сделал качественно новый шаг в раз¬витии военно-самокатного дела – в 1894 году спроектировал складную веломашину, которая в сложенном виде могла переноситься самокатчиком на спине, вроде армейского ранца. Таким образом, при наличии хороших дорог, боец передвигался на велосипеде, а препятствия мог преодолевать, забросив велосипед, вес которого составлял 23 килограмма, за спину, при этом имея свободными руки и сохраняя возможность вести стрельбу из личного оружия. Крепление машины в сложенном виде ремнями за спиной позво¬ляло солдату вести стрельбу не только из положения стоя, но и с колена. Кроме того, конструкция рамы и небольшой диаметр колес давали возможность вести стрельбу с места, не слезая с велосипеда. На испытаниях новой модели, небольшой отряд самокатчиков под командованием самого Жерара, не ограничиваясь вестовой и разведывательной службой, неоднократно принимал участие в действиях пехоты и даже кавалерии, со¬вершив за несколько дней маневров пробег в 700 км и показав хорошие результаты.